Суровые годы приходят, суровые годы проходят. Российский и мировой рынок стали: 22-29 декабря 2024 г.

Суровые годы приходят, суровые годы проходят. Российский и мировой рынок стали: 22-29 декабря 2024 г.
«Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда...» А как провожают уходящие года? Иные — с чувством гордости за достигнутые успехи, со светлой грустью — мол, было, что вспомнить, но прошло, с азартом и предвкушением — что там впереди?! А порой такой бывает год, что хочется поскорее его проводить, да еще и плюнуть вдогонку.

Нет, уходящий 2024 г. оставил много приятных воспоминаний. Например, о рекордной выставке «Металл Экспо» в Москве. Хорошие результаты показала в завершающемся году обрабатывающая промышленность, особенно, в оборонке.

Но проблем все-таки тоже было преизрядно. И многие из них, увы, перейдут и в новый 2025 г.

Для российской металлургической промышленности и металлоторговли первоочередную роль будет играть экономика. В 2024 г. она ощутимо забуксовала из-за подъема процентной ставки, резкого замедления инвестиционных процессов, увеличения затрат. Это привело к падению спроса на стальную продукцию, особенно ощутимому во втором полугодии. А избыток складских запасов проката и труб, накопленных в 2023 г. и весной-летом 2024 г., значительно усугубил ситуацию, вызвав полноценный кризис с падением цен ниже уровня годичной давности к концу декабря.

Первые месяцы 2025 г. будут сложными для производителей арматуры и сварных труб. Нынешние потребности рынка оказались меньше минимального уровня, который могут обеспечить заводы без закрытия существенной части мощностей. Во второй половине декабря фактически была объявлена распродажа по арматуре и трубам, опустившая цены ниже уровня сентября, которые тогда казались крайней точкой спада.

Недостаточные объемы потребления при избытке мощностей, вероятно, останутся большой проблемой для российского рынка стальной продукции, как минимум, и в первые месяцы 2025 г. Видимый спрос останется ограниченным из-за трудностей, которые продолжит переживать экономика. Весьма вероятно, что весь будущий год пройдет под знаком борьбы с инфляцией. Лес будут рубить с таким остервенением, что щепки так и полетят в разные стороны.

В конце 2024 г. все крутилось вокруг ключевой ставки Банка России. Ее подъем до 21% в октябре при официальной инфляции немногим более 9% стал беспрецедентным шагом. Перегретую, по мнению Центробанка, экономику лечили путем глубокого погружения в морозильник. В конце декабря от дальнейшего подъема ставки отказались, но в обозримом будущем она, скорее всего, так и останется на высоком уровне.

Правительство в течение большей части уходящего года между тем фактически раздувало инфляцию посредством предоставления льготных кредитов промышленности в рамках политики импортозамещения и финансирования военных расходов. Но в конце года оно начало пересматривать свои подходы. Завершающиеся месяцы 2024 г. запомнились, в частности, жесткими мерами бюджетной экономии.

В новом году, как сообщил в интервью «Эксперту» министр экономического развития Максим Решетников, изменятся принципы государственной поддержки промышленных проектов. Если ранее упор делался на субсидирование процентной ставки, то теперь от компаний будут требовать более активного вложения собственных средств. Должны уменьшиться объемы банковского кредитования.

По сути, в правительстве согласились с Центральным банком в том, что рост экономики страны сдерживает, прежде всего, нехватка кадровых ресурсов — незаменимых специалистов, профессионалов в конкретных ключевых профессиях. Взять их до завершения СВО и демобилизации армии совершенно неоткуда.

В таких условиях вбрасывать дополнительные деньги в экономику совершенно бесполезно и даже вредно. Никаких проблем они не решат, а только усилят конкуренцию за дефицитные ресурсы. Поэтому, возможно, политика высоких процентных ставок как раз и направлена на то, чтобы отсечь «не нужные» в данный момент инвестиции, оставив только те проекты, которые реализуются при прямой поддержке государства.

В итоге получается, что спрос на стальную продукцию в России в 2025 г. будут обеспечивать, прежде всего, национальные проекты технологического лидерства, важнейшие инфраструктурные стройки, для которых найдутся и деньги, и люди, оборонная промышленность и в целом машиностроение, а также, несмотря на спад, жилищное строительство.

Прекращение действия массовой льготной ипотеки, повышение ставок и беспощадная борьба Центрального банка с рассрочками и прочими уловками девелоперов не задушили и не убили этот сектор. Потребности в металлопродукции там будут постепенно сужаться, так как сдача жилья не будет покрываться запуском новых строек, но этот процесс будет довольно длительным. Падение уже произошло. Дальше видимый спрос сильно не провалится, по меньшей мере, в 2025 г.

Но в целом новый год для металлургов и металлотрейдеров будет непростым. В первую очередь, по той причине, что видимое потребление стальной продукции довольно сильно сократится по сравнению даже с 2024 г., а вот производственные мощности возрастут. Как раз в 2025 г. должны быть завершены несколько крупных проектов, прежде всего, в трубном секторе.

Это еще сильнее обострит проблему избытка предложения, тогда как со спросом будет сложно. Не исключено, что в наступающем году мы увидим новые крупные поглощения, реорганизации, а то и банкротства. Пока всех выручают «подкожные запасы», накопленные в тучные годы, но они не бесконечны.

Рассчитывать на то, что напряжение на внутреннем рынке можно будет снизить за счет расширения объемов экспорта, не приходится. Внешних проблем и в наступающем году будет выше крыши.

Смена власти в США может привести к реальной коррекции курса. Но сегодня, когда до инаугурации американского президента остаются еще три недели, сложно спрогнозировать, в какую сторону он свернет.

В свой прошлый срок Дональд Трамп тоже отличался эпатажными высказываниями. Некоторые доводил до конкретных дел — вспомним, например, стальные тарифы в 2018 г. Но частенько и сдувался, натолкнувшись на сопротивление. Скорее всего, весь пар в свисток точно не уйдет, но каким в итоге будет выхлоп, предсказать трудно.

В любом случае, ограничений в международной торговле стальной продукцией станет больше. Евросоюз совсем закукливается, а с 2026 г. там должны вступить в силу «углеродные» тарифы. С очень большой вероятностью, введет защитные пошлины на горячекатаный прокат Индия. Усилит защиту внутреннего рынка Турция, впервые прибегнут к значимым ограничениям Вьетнам, Южная Корея, а может, и Япония.

Между тем, войдут в строй новые мощности, прежде всего, в Юго-Восточной Азии, а запущенные в 2024 г. предприятия будут постепенно расширять выпуск. Увеличат производство стали и проката такие страны как Индия и Турция. Что-то новое может появиться в Персидском заливе. А вот новые крупные покупатели стальной продукции не возникнут.

Китай, очевидно, по итогам 2024 г. установит новый рекорд по объемам экспорта стали — 115-116 млн. т вместе с полуфабрикатами. Местные специалисты считают, что из-за антидемпинговых процессов в 2025 г. внешние поставки сократятся до около 100 млн. т. Однако так или иначе китайские компании продолжат экспортировать интенсивно, много и дешево.

Экономическая политика китайского правительства во многом будет зависеть от отношений со США. Пока что возможный ответ на торговую войну заключается в ускоренном развитии внутреннего рынка. Но пока обстановка не прояснится, китайские власти, очевидно, будут воздерживаться от резких движений.

Проблемным регионом для России будет Европа. После смены власти в США она возьмет на себя лидерство в проведении антироссийской политики. Санкции будут углубляться и расширяться, даже если это ускорит процесс экономического самоубийства Евросоюза. Но на будущий год запаса прочности у него, по-видимому, еще хватит. И в военном плане, наверное, тоже.

В общем, пусть поскорее уходит старый год и приходит новый. Легко в нем точно не будет, зато будет интересно!

С наступающим! До встречи в Новом году!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях в 2025 г. Первые в будущем году конференции состоятся 13-14 февраля в Сочи, где пройдет "Региональная металлоторговля России" и 20-21 марта в Москве, где соберутся участники рынка оцинкованного и окрашенного проката.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 185

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter