Все смешалось в винегрет. Российский и мировой рынок стали: 6-13 октября 2024 г.
В российской экономике усилилось впечатление несогласованности. С одной стороны, президент призывает сохранить высокие темпы роста в промышленности, особенно, в обрабатывающих отраслях, и заявляет, что власти продолжат совершенствовать механизмы поддержки производств и стимулировать внедрение новых технологий.
Эту же линию проводит правительство. На недавнем заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в котором принял участие вице-премьер Александр Новак, прошло обсуждение национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Он, в частности, предполагает поддержание темпов роста ВВП выше среднемировых до 2030 г., увеличение инвестиций в основной капитал, расширение объемов производства, повышение производительности труда. Правительство будет усиливать меры поддержки инвестиций, помогать предприятиям добиваться большей эффективности.
Однако, с другой стороны, в настоящее время все это сводится на нет высокой ключевой ставкой. Ранее этот инструмент применялся в течение относительно короткого времени и в чрезвычайных ситуациях. Сейчас же ставка держится на двузначном уровне уже больше года, и пока нет никаких признаков ее снижения. Наоборот, представители Банка России заявляют о возможном повышении до 20% в конце октября.
Как отметил на том же заседании правления РСПП председатель совета директоров "Северстали" Алексей Мордашов, как бы лекарство от излишней инфляции не оказалось опаснее болезни. "Необходимость повышения ставки для ограничения инфляции понятна, но мы начинаем заходить слишком далеко. Мы видим тревожные признаки, связанные с ограничением финансирования инвестиционных проектов и даже текущей деятельности. С текущей ставкой компаниям выгоднее остановить развитие, даже сократить масштаб бизнеса и положить средства на депозит, чем вести бизнес и нести риски, с этим связанные. В конечном счете ставка сама становится фактором инфляции. Эти процессы имеют серьезную инерцию, что может привести к торможению экономики", - приводит его слова пресс-служба «Северстали».
Хотя Банк России пытается абстрагироваться от фактора инфляции издержек, сосредотачивая усилия на подавлении спроса, который он считает избыточным, данный фактор оказывает самое непосредственное, зримое и очевидное влияние на цены. В частности, в 2025 г. намечено повышение тарифов «естественных монополий» на величину, превышающую текущий уровень инфляции.
Опять пошел вниз курс рубля, что резко усиливает инфляционные ожидания. Причем такое впечатление, что этой важнейшей темой никто не занимается. Банк России постоянно заявляет, что это не его дело, он может только снова повысить ставку в ответ на ослабление национальной валюты. Или надо, чтобы курс опять опустился ниже психологически значимой отметки 100 руб. за доллар?
В то же время, у сложных, комплексных проблем и решения не могут быть простыми. Совершенно естественно, что основное внимание российского руководства сейчас направлено на саммит БРИКС, до которого остается всего неделя с небольшим. Ожидается, что на нем будут приняты важные решения, в частности, о создании альтернативной финансовой расчетно-платежной системы. Это может если не решить полностью проблему российских компаний с межгосударственными платежами, то наверняка снизить ее остроту.
Что касается ставки, то надо отдавать себе отчет, что в распоряжении Банка России есть только один этот инструмент, других нет. И если он не работает, если инфляционные факторы в России не монетарные, то и бороться с ними нужно немонетарными методами. Например, более жестким контролем ФАС над повышениями цен и снижением издержек бизнеса, где это возможно.
Однако следует понимать еще и то, что такие возможности в нынешние времена ограничены. Так, например, рост доходов российского бюджета, почти покрывающих резко возросшие затраты, в том числе, на поддержку импортозамещения и стратегических секторов, обеспечивается усилением нагрузки на бизнес. На заседании правления РСПП отмечалось, что налоговые и прочие регулятивные органы меняют трактовку многих законодательных положений, что всегда выливается в повышенные платежи, штрафы и сборы. И скорее всего, пока идут военные действия, эта практика будет продолжаться.
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, выступая на заседании правления РСПП, сообщил, что для финансирования очень обширной инвестиционной программы компании тарифы на грузоперевозки вообще следовало бы поднять в 2025 г. на 22%. Согласованный с правительством рост на 13,8% - это тот самый гнилой компромисс, который никого не устроил. Возможно, в интересах реального сектора экономики можно было бы выделить РЖД средства из Фонда национального благосостояния, но это чересчур серьезный шаг, на него в правительстве не пошли.
Тем не менее, и у бизнеса в лице РСПП, и у правительства возникает согласие в том, что все упирается в завышенную ставку. Как отметил вице-премьер Александр Новак, подход Банка России заключается в том, что государственную поддержку экономики надо уменьшать. Тогда будет меньше раскручиваться инфляция, что в перспективе позволит снизить ставку.
Но правительство никогда не откажется от приоритетного финансирования стратегических отраслей. В бюджете на будущий год субсидии прописаны в более 50 строках. Причем суммы приходится увеличивать, чтобы компенсировать рост процентных ставок. Это чревато превращением ситуации в некий порочный круг, поэтому Александр Новак предлагает раскрутить его в обратную сторону — уменьшить ставку, чтобы можно было сократить объемы господдержки.
Центральному банку у нас никто не может приказать. Его руководство можно только убедить. В конце октября, после саммита БРИКС, как раз может состояться попытка такого убеждения. Но к ней надо подходить с реальными фактами, доказывающими замедление инфляционных процессов в российской экономике и нарастание негативных последствий. Вот кто бы только занялся укреплением рубля!
Правда, для металлургов слабый рубль — это, наоборот, неплохо. По их мнению, этот фактор плюс ожидаемая отмена с 1 января 2025 г. экспортных пошлин могут помочь со стабилизацией отечественного рынка стальной продукции.
Сейчас ситуация немного выправляется в листовом сегменте. Металлургические компании понизили отпускные цены на холоднокатаный прокат, оцинкованную и окрашенную сталь, но на споте стоимость наиболее проблемного горячекатаного листа в первые две недели октября практически перестала падать. Некоторые компании даже немного повысили цены на сварные трубы. Проблемы остаются на рынке арматуры, где дешевая распродажа все еще продолжается, но и тут в конце туннеля забрезжил какой-то свет.
Металлурги объясняют это двойным воздействием падения рубля, с одной стороны, и повышением на мировом рынке, с другой. Экспортный паритет для заготовки и горячекатаного проката подтягивается к внутренним ценам, что дает возможность отправлять не востребованные на внутреннем рынке излишки за рубеж. Тем более, что в правительстве и Банке России обещают помочь с платежами.
Однако недавние события на мировом рынке стальной продукции ставят эту стратегию под вопрос. Прежде всего, не совсем оправдались надежды, возлагавшиеся на Китай. После объявления о мерах по поддержке экономики и строительного сектора в конце сентября ожидалось продолжение, а его не последовало. Об этом лично заявил председатель Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) Чжэн Шаньцзе (Zheng Shanjie). По его словам, правительство и так предоставило достаточно серьезные стимулы, чтобы ускорить экономический рост до 5% по итогам 2024 г.
Безусловно, государственные инвестиции, увеличение объемов кредитования, ослабление ограничений на инвестиционное приобретение жилья дадут положительный эффект. Причем, Народный банк Китая, что характерно, не боится роста инфляции — наверное, потому, что в Китае всегда есть избыток предложения. Но ожидать существенного расширения металлопотребления не приходится.
После праздничной паузы, посвященной 75-й годовщине основания КНР, производители стальной продукции в Китае не отказались от объявленного повышения цен на $40-80 за т по сравнению с концом сентября. В этот зазор как раз и собирались проникнуть российские компании. Но сейчас подобные аппетиты китайских экспортеров выглядят сильно завышенными. Спрос-то на мировом рынке стали низкий, а увеличиваться ему не с чего.
Одним словом, обстановка сложная, неоднозначная. Все круто замешано, и трудно сказать, каким на вкус будет тот «салат», что получится в итоге. Возможно, более-менее все прояснится только ближе к концу октября.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в деловой программе 30-й Международной промышленной выставки "Металл-Экспо 2024", которая состоится в Москве с 29 октября по 1 ноября. Перед ее началом в 27-й раз будет проведена конференция "Российский рынок металлов".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.