Описание
В марте 2009 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка железнодорожных грузоперевозок в России.
По длине железных дорог и грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает второе место в мире после США. По данным ФСГС и компании «Российские железные дороги» (РЖД), протяженность железнодорожных путей в России составляет около 85 тыс. км., а грузооборот - около 2 трлн. т-км. против 230 тыс. км. железнодорожных путей и 2,3 трлн. т-км. грузооборота в США.
Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны (с учетом трубопроводного транспорта) возросла в 2008 году на 1,2% и составила 43%. В 2008 году, по данным Росстата, объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил порядка 8365,4 млн.т (99,7% к уровню 2007 года), грузооборот - 2480,5 млрд.т-км (101,2%). В том числе грузооборот железнодорожного транспорта в 2008г. вырос на 1,1% - до 2 трлн 113,2 млрд т-км.
При положительной в целом в 2008 году динамики коммерческих перевозок, на железнодорожном транспорте наблюдается спад объемов перевозок. Причиной нарастания отрицательных тенденций в транспортной работе в 2008 году является негативное влияние мирового финансового кризиса на объемы производства в основных грузообразующих отраслях и конъюнктуру внешней торговли. Особенно сильно эти факторы сказались в конце года.
Доля перевозок в вагонах холдинга «РЖД» (инвентарный парк вагонов ОАО «РЖД» + парк ДЗО «ОАО «РЖД») в 2008 году в общем объеме перевозок составила 55,4% (-2,2%). В сегменте внутрироссийских перевозок доля перевозок в вагонах холдинга «РЖД» составила 59,4% (-2,7%), экспортных перевозок - 51,7% (-1,7%), импортных перевозок - возросла до 38,5% (+2,2%), а в сегменте транзитных перевозок увеличилась на 1,3% и составила 34,9%.
В 2008 году ОАО "Российские железные дороги" отказались от механизма лизинга подвижного состава. Железнодорожная монополия перешла к прямым закупкам подвижного состава. В конце 2008 г. от лизинга подвижного состава отказались и другие компании.
По оценкам экспертов, в 2009 году на рынке железнодорожных перевозок ожидается появление нового вида транспортно-логистических услуг - управления вагонным парком, находящимся в собственности структур, для которых транспортный бизнес не является профильным видом деятельности.
Также к числу ключевых факторов, способных оказать влияние на рынок железнодорожных грузоперевозок в 2009 г., относят присоединение России к КОТИФ, что позволит значительно увеличить объемы железнодорожных грузовых перевозок через Калининградский транспортный узел из Европы в страны СНГ и в обратном направлении.
Цель исследования
Описать состояние российского рынка грузовых перевозок.
Задачи исследования
Описать текущее состояние рынка грузовых перевозок в России.
Определить темпы роста и динамику развития рынка.
Выявить ключевые позитивные и негативные тенденции развития рынка.
Определить перспективы развития рынка.
Составить прогноз развития рынка грузоперевозок до 2012 года
Описать состояние российского рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом по следующим показателям:
объем сегмента;
темпы роста;
факторы роста и торможения рынка;
тенденции и перспективы развития рынка;
участие России в международных грузоперевозках;
ведущие мировые и российские компании и показатели их деятельности;
парк транспортных средств;
Описать рынок страхования грузов в России, определить его объем, факторы, препятствующие его развитию.
Объект исследования
Российский рынок грузовых перевозок.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
Информационная база исследования
Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
Ресурсы сети Интернет.
Материалы компаний.
Аналитические обзорные статьи в прессе.
Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
Экспертные оценки.
Интервью с производителями и другими участниками рынка.
Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
Базы данных Discovery Research Group.