Музей имени Олигарха
Идея Вексельберга - вернуть народу некогда утраченные ценности - на первый взгляд очень патриотична и совершенно в духе меценатов начала XX века С. и П. Третьяковых, собравших блестящую коллекцию произведений искусства, и С. Морозова, который собственноручно красил стены МХАТа. Возможно, их лавры не дают покоя олигарху и он хочет прославиться как создатель Вексельбергской галереи.
Но, скорее всего, цель бизнесмена куда более прозаична и менее амбициозна, и он просто пытается обезопасить и удешевить содержание сокровищ. Ведь хранить такие ценности дома - что держать в холодильнике яйца Фаберже. Другие бизнесмены с радостью выставят свои коллекции на обозрение всех желающих по той же причине. В качестве бонуса они получают бесплатную рекламу и возможность заработать на билетах. Уже сейчас, чтобы посмотреть только на яйца Фаберже в Грановитой палате Кремля, страждущий должен заплатить 350 руб. Заплатить государству, а не владельцу сокровища.
На создание музея Вексельберга толкает и желание продемонстрировать власти верноподданнические чувства, показать лояльность государству, при этом не указывая, кому именно. «Когда я узнал, что коллекция яиц Фаберже выставляется на аукцион, я понял, что речь идет об уникальной возможности вернуть моей стране одно из ее сокровищ», – говорит Вексельберг.
46-летний бывший инженер, некогда владелец скромного кооператива, а сегодня – один из самых богатых предпринимателей России, везет на Родину экспроприированные и проданные большевиками за рубеж ценности. Хотя он сам больше всего боится реституции, после того как власть обвинила всех олигархов в том, что они ничего не делают для родины и думают лишь о собственном обогащении.
На Западе каждый уважающий себя миллиардер считает своим долгом взять шефство над музеем, картинной галереей или театром. Таким образом он демонстрирует свою преданность нации. Подобные проекты позволяют бизнесменам быстрее завоевать симпатии публики. В России компании, ориентированные на привлечение западных инвестиций, – Альфа-Групп, АФК Система, Интеррос - давно участвуют во всевозможных культурных инициативах (покупка В.Потаниным «Черного квадрата» Малевича для Эрмитажа, а также финансирование Альфа-Банком московских гастролей Римского оперного театра и строительства памятника И. Бродскому в Санкт-Петербурге).
Однако частные музеи западные бизнесмены создают редко. А если делают это, как Гугенхайм, то не в складчину. Коллекционеры, как правило, довольствуются выставками в национальных галереях - это престижно. Вексельберг предлагает музейное ноу-хау. Его не устраивают ни кремлевские стены, ни Третьяковка. Ему нужен «новый русский» музей. Почему? Быть может, как неотъемлемая часть политического мейнстрима, толкающего очень богатого человека демонстрировать пользу своего существования стране, которая в этом постоянно публично сомневается - и «сверху» и «снизу». Как дополнительная графа в справке «социально ответственный олигарх».
Это были рассуждения о судьбах капитала и искусства редактора отдела бизнеса московской газеты Газета. В своей сегодняшней авторской колонке, столь ощутимо пропитанной пафосом «искусство принадлежит народу!», М. Давыдова разве что позабыла включить в ряд потенциальных музейщиков «главного редактора» газеты Газета В. Лисина с его коллекцией Каслинского литья. А вообще – с автором не поспоришь.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.