ФСТ ликвидирует перекрестное субсидирование энерготарифов
Суть перекрестного субсидирования состоит в том, что часть потребителей покупает продукцию по завышенным тарифам, компенсируя тем самым тарифы, установленные для потребителей с низкой платежеспособностью. По словам председателя ФСТ С. Новикова, объем перекрестного субсидирования энерготарифов между промышленными предприятиями и населением на сегодняшний день составляет 60-65 млрд. руб.
Г-н Новиков назвал ликвидацию перекрестного субсидирования одной из ключевых задач подконтрольного ему ведомства. Энергетики с ним солидарны: они считают, что эта проблема тормозит реформу РАО ЕЭС. «С расширением рынка конкуренция среди производителей электроэнергии поставит более жесткие условия, чем регулирующие органы», - отметил заместитель председателя правления РАО ЕЭС России Я. Уринсон, выступая на совещании. Он заявил, что РАО ЕЭС к этому готово. По словам зампреда правления РАО ЕЭС, «тарифы должны расти только вместе с инфляцией, что в реальном исчислении позволит считать рост тарифов остановленным».
"Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования для населения невозможна – это приведет к тяжелым социальным последствиям", - признает заместитель председателя ФСТ Е. Яркин. Поэтому проблему предлагается решить в три этапа. Первым из них должна стать легализация перекрестного субсидирования, то есть перевод скрытого и непрозрачного тарифного субсидирования в открытую форму. Все потребители будут разделены на две категории: субсидируемые (население) и субсидирующие (промышленность). С последних предлагается собирать неналоговый сбор - дифференцированно, по регионам, чтобы не пострадали те субъекты федерации, которые уже избавились от перекрестного субсидирования. А для субсидируемой категории предлагается установить социальную норму потребления электроэнергии. Собранные средства предлагается направить в виде прямых субсидий АО-энерго для сохранения низких тарифов для населения. На данном этапе эта схема не изменит реальной нагрузки на промышленность, однако субсидирование будет производиться в открытой форме. Каждый промышленный потребитель будет знать, кто, сколько и на каком основании получает электроэнергию по льготным тарифам.
Вторым этапом, по словам Новикова, станет доведение тарифов до уровня экономически обоснованных. Тарифы для населения в подавляющем большинстве субъектов РФ можно будет довести до среднеотпускного уровня (тарифы ниже среднеотпускных сегодня установлены в 73 регионах России). При этом С. Новиков подчеркнул, что повышение тарифов будет проводиться синхронно с учетом роста доходов населения.
В 2005 г. государство впервые установит не только максимальный, но и минимальный уровень роста тарифов. По словам Е. Яркина, рост среднеотпускного тарифа в 2005 г. составит 7,5-9,5%, а в 2006 г.– еще 5,5-7,5%. Так, по расчетам ФСТ, в 2005 г. потребители Московской области по проектируемому тарифному коридору должны будут платить 101–103,1 коп. за киловатт-час, в 2006-го – 104,2–108,2 коп.. По мнению Я. Уринсона, предельные максимальные уровни тарифов защитят население от стихийных скачков цен на электроэнергию, а минимальные заставят энергетиков экономить затраты.
Завершающим этапом должна стать постепенная, поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования. По словам Я.Уринсона, максимальный срок решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике - четыре года. "Но мы считаем, что это можно сделать и за два года", - сказал он.
ФТС рассчитывает внести в правительство полный пакет предложений по предельным уровням тарифов в электроэнергетике для каждого субъекта РФ на 2005–2006 гг. до середины августа. Сейчас работа по установлению предельных уровней тарифов еще не закончена. Идет их обсуждение с представителями органов исполнительной власти и АО-энерго регионов. Уровни тарифов для каждого конкретного региона могут быть еще скорректированы.
Просмотров: 164
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.