ПромАп предлагает рецепт преодоления кризиса взаимных неплатежей
Ключевой вопрос комплеса государственных антикризисных мер – обеспечение платежеспособного спроса на продукцию промышленности. То есть преодоление нынешнего кризиса взаимных неплатежей.
В конце 2008 – начале 2009 гг. государственными банками производилось наращивание объемов финансовых ресурсов, выделяемых для поддержки российской экономики. Но на практике складывается парадоксальная ситуация, когда деньги на счета предприятий поступают, а их кредиторская задолженность не уменьшается, и «кровеносная система» экономики по-прежнему не функционирует. Компании, получившие государственное финансирование, по максимуму переводят рубли в иностранную валюту и ждут окончания процесса управляемой девальвации рубля. Платежи поставщикам никого не волнуют, у каждого – свой местечковый интерес. Возвращаются суррогаты денег – векселя тех или иных предприятий, которые, к тому же, имеют хождение лишь по своим отраслям и регионам. Этим закладывается серьезнейшая предпосылка последующей дезинтеграции не только экономики, но и страны в целом.
И государство реально не имеет рычагов заставить предприятия платить кредиторам. Таким образом, государство предложило реальному сектору деньги (пусть сегодня они до него не дошли – дойдут завтра), но не создало предварительно механизм, с помощью которого эти деньги будут выполнять свою непосредственную функцию – обеспечивать платежи между поставщиками и потребителями. К такому выводу пришли в компании ПромАп.
И предложили механизм, суть которого заключается в увязывании в одну цепочку уполномоченных государственных банков (кредиторов предприятий), поставщиков и потребителей металлургической и машиностроительной продукции. Как заявил генеральный директор ПромАп Дмитрий Пашков в ходе online конференции «Сталь и трубы: производство и рынок, кризис и перспективы», в этой системе государство должно обусловливать выдачу кредитов системообразующим предприятиям жесткими условиями их целевого назначения – на обеспечение платежей внутри цепочки поставок. А задача уполномоченных банков – контролировать исполнение этих условий. Только в этом случае адресная поддержка системообразующих предприятий будет выполнять свое основное предназначение – вытягивать из кризиса всю экономику, а не обеспечивать решение краткосрочных задач только самих получателей государственной поддержки».
Иначе «в магазин придется ходить не с деньгами, а, условно говоря, с двумя килограммами ферросплавов, чтобы купить две бутылки водки. Я прекрасно помню 1990-е годы и все эти цепочки с 20-ю звеньями: в начале был металл, в середине - водка. Такой возврат возможен. Только раньше это было в виде трагедии, а сейчас будет в виде фарса. Поэтому с бартером надо как можно скорее заканчивать и переходить на нормальные деньги. Неслучайно мы предлагаем создать "туннэльный эффект" с банковскими гарантиями. Иначе банки нам совсем не нужны будут, как и рубль. Деньги вообще понадобятся только для выезда за границу - но там, думаю, нас не поймут, - рассуждает Дмитрий Пашков. - А бартер уже цветет бурным цветом. И пока в качестве антибиотика не будет сделано вливание - но не в отдельные предприятия, а в создание технологической цепочки под контролем некоего пула банков - ситуация будет усугубляться. Не предприятия должны лоббискими усилиями у банка деньги выбивать, а банки должны деньги предлагать и встраивать предприятия в технологическую цепочку. Правительству надо четко понимать: если бартер победит, страна расползется по швам, потому что водка в обмен на хлеб в Саратовской области не будет стоить столько же, сколько в Тамбовской».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.