Черный металл и ЛСТК как оптимальное решение для модульного строительства

Черный металл и ЛСТК как оптимальное решение для модульного строительства


С 1 ноября 2024 года в России введен национальный стандарт для модульных зданий и конструкций. ГОСТ «Модульные здания и конструкции. Термины и определения. Классификация» определяет техническую классификацию модульных зданий и их конструкций, параметры и характеристики модулей.

В будущем этот шаг по актуализации нормативной базы позволит расширить применение префаб при возведении социальных и жилых объектов. В Ассоциации развития стального строительства считают модульное строительство очень перспективной технологией для реализации целей нацпроекта «Жилье и городская среда».

«Развитие модульного строительства наряду с расширением применения металлоконструкций позволит реализовать национальную задачу по строительству 120 млн квадратных метров жилья в год, — комментирует генеральный директор Ассоциации развития стального строительства Александр Данилов. — Модульные здания возводятся гораздо быстрее за счет заводской готовности элементов. В целом модульное строительство и применение металлоконструкций сокращают время реализации проекта на 20-50%».

Опытом применения модулей в строительстве и техническими особенностями их сборки поделился Дмитрий Кузьминых, коммерческий директор компании «PREFAB — Модульные Технологии». Компания из Нижнего Новгорода занимается модульными конструкциями с 2013 года и ориентируется на использовании металла. Изначально специалисты опирались только на ЛСТК, но это создавало ряд ограничений, связанных с небольшой предельной этажностью и сложностью подъема модулей. Поэтому теперь в качестве несущего каркаса используют черный металл, а ЛСТК применяют для заполнения стен и перегородок, кровельных конструкций и парапетов.

«Для начала следует разделить понятия «префаб» и «модуль». «Под «префабом» мы понимаем способ изготовления, то есть элемент или конструкция изготавливается в заводских условиях, доставляется на строительную площадку и монтируется без дополнительной доработки на месте, – объясняет коммерческий директор «PREFAB — Модульные Технологии» Дмитрий Кузьминых. – А модуль – это готовый элемент здания, который изготавливается на производстве, обладает определенными геометрическими параметрами и имеет разную степень отделки».

Модулем может быть трехмерный собранный элемент, который монтируется на стройке и в дальнейшем отделывается на площадке, но эффективнее выполнить большую часть отделки на производстве. В этом случае на строительной площадке производят стыковку и финишную отделку мест соединения. В английской терминологии эти понятия разделены: MODULAR – это условный трехмерный «скелет», а PPVC (Prefabricated Prefinished Volumetric Construction) – это элемент с максимальной степенью префабрикации, близким по смыслу переводом будет «ЗОМК» – заводская объемно-модульная конструкция.

За счет тиражирования типовых проектов модульное строительство может решать глобальные задачи в сфере жилищного строительства. Именно поэтому с целью дальнейшего развития модульного строительства в рамках Дорожной карты Минстроем России был разработан проект Свода правил проектирования модульных зданий и сооружений. Он устанавливает требования к модульным жилым зданиям высотой до 75 м, общественным зданиям высотой до 50 м и сооружениям, в составе которых применяются отдельные модули.
Модульные конструкции или легкие навесные стеновые панели, которые также относятся к технологии «префаб», подходят для возведения многоквартирных домов, поскольку их применение предполагает использование типовых решений. Несущий каркас здания можно собирать из модулей, выполненных из конструкций похожего сечения и доставленных на площадку в готовом виде. С точки зрения экспертизы несущих конструкций префаб технологии ничем не уступают другим технологиям, поскольку при экспертизе весь каркас рассматривается целиком как единая система.

«Из самого значения слова «модуль» логически получается, что это должны быть типовые и повторяющиеся конструкции с определенным размером, подходящим для транспортировки. – рассказывает Дмитрий Кузьминых. – Для нас оптимальная ширина не превышает 3,5 метра, поскольку такая она является максимальной для перевозки без дополнительного специального сопровождения. Длина модулей также ограничена размером доступного транспорта, обычно до 15 метров, хотя приходилось изготавливать и перевозить модули большего размера».
Компания применяет инновационное решение для укрепления конструкций. Заливка бетонного пола происходит на производстве. Такая технология обеспечит прочность и долговечность конструкций еще на этапе подготовки. Благодаря предварительной заливке бетона в модули, процесс строительства становится более быстрым.

«Одной из особенностей конструктива наших модулей является перекрытие – пол, по которому ходят. Достаточно сложно избежать эффекта «батута», а поиск решения ведет к серьезному увеличению металлоемкости здания, поэтому мы делаем бетонные полы. Это достаточно сложное решение, которое ведет к увеличению веса модулей, но значительно поднимает потребительские качества будущего здания, помимо повышения огнестойкости конструкции», – поясняет Дмитрий Кузьминых.

Он также отмечает, что при наличии проработанной технологии можно производить продукцию одинаковую по параметрам на разных сборочных площадках. Это позволяет регулировать объемы производства при чрезмерной загруженности основного завода. С точки зрения взаимодействия двух производств Дмитрий Кузьминых привел пример апарт-отеля, который был успешно построен за 3 месяца в Московской области.

«Наша компания были выбраны в качестве основного разработчика решений и конструктива модулей для дочерней структуры КНАУФ. Отмечу один из проектов, в реализации которого мы принимали участие, — здание аппарт-отеля «Ступино-квадрат», — рассказывает Дмитрий Кузьминых. — После проведения контрольной сборки первых выпущенных компанией «Новый дом» модулей, была поставлена задача изготовить и смонтировать лестничные модули с бетонными перекрытиями и лестничными маршами. Это интересно тем, что модули изготавливались на разных производствах, но при монтаже не возникло проблем соединения».
В Ассоциации развития стального строительства, со своей стороны, отмечают, что применение модулей может снизить итоговую стоимость строительства, что важно и для девелоперов, и для конечных покупателей. Чем меньше период от выхода на площадку до ввода здания в эксплуатацию, тем ниже процентная ставка по кредиту, меньше затрат на сопровождение процесса строительства.

«Заводская готовность обеспечивает не только высокое качество модульных конструкций, но и позволяет сократить стоимость работ. Возведение зданий из модулей становится экономически выгодным за счет сокращения «мокрых» процессов, техники и числа рабочих на стройплощадках. Итоговые затраты на производство работ снижаются до 20-30%», — комментирует генеральный директор АРСС Александр Данилов.

При традиционном строительстве к моменту отделки возможно существенное изменение стоимости как на материалы, так и на работы. А применение модульных конструкций подразумевает внутреннюю отделку, а зачастую и полную меблировку уже на производстве.

«Важно, чтобы решение об использовании элементов префабрикации принималось на начальном этапе подготовки проекта, в таком случае эффект применения и экономии будет максимальным, — объясняет коммерческий директор «PREFAB — Модульные Технологии» Дмитрий Кузьминых. — После строительства фундамента и несущего каркаса здания можно применить КОС панели или внутренние элементы заводского изготовления (например, сантехнические кабины), но экономия будет только во времени, а затраты на конструктив сохранятся, хотя могли бы быть ниже, если такие решения закладывать на стадии проектирования».

Производители модулей вкладывают ресурсы в развитие своих технологий для оптимизации процессов и усовершенствования проектов. В результате этой работы компания «PREFAB — Модульные Технологии» разработала как минимум 5-6 конструкционных концепций производства модулей, подходящих для решения большинства задач. Некоторые разработки передаются заказчикам, а ряд уникальных решений компания применяет самостоятельно.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 87

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter