Подготовку кадров по аддитивным технологиям обсудили на «Лидер-форуме»

Подготовку кадров по аддитивным технологиям обсудили на «Лидер-форуме»

12-13 ноября 2024 года на площадке музея «Атом» (ВДНХ) прошел Лидер-форум «Аддитивные технологии — реальность технологического лидерства». Организатором мероприятия выступила Ассоциация развития аддитивных технологий (АРАТ), партнерами стали «Росатом», Правительство Москвы и Корпорация развития Зеленограда.

Деловая программа мероприятия включала в себя множество заседаний, дискуссий и мастер-классов. Значительный интерес вызвала сессия «Где искать экспертизу в аддитивных технологиях?», посвященная актуальной проблеме подготовки кадров. Модератором сессии выступил руководитель «Московской технической школы» (МТШ, проект Правительства Москвы) Роман Лукшин.

Внедрение 3D-принтеров в образовательный процесс московских школ началось еще в 2015 году в рамках проекта создания инженерных классов. С 2021 года заработал проект МТШ, там есть и направление по аддитивным технологиям (3D-печати). Важная особенность данного проекта — промышленные предприятия Москвы, направляющие туда своих сотрудников, могут рассчитывать на возмещение до 95% затрат на обучение. В 2023 году на базе МТШ был создан первый специализированный учебный центр по аддитивным технологиям.

Начальник управления по развитию бизнеса ООО «Росатом Аддитивные Технологии» (РосАТ) Мария Борисова (Москва) рассказала, что серьезным барьером на пути внедрения аддитивных технологий является непонимание их особенностей сотрудниками предприятий. Для решения проблем, связанных с внедрением 3D-печати, «Росатом» в партнерстве с вузами создает по всей стране сеть центров аддитивных технологий общего доступа (ЦАТОД). Эти центры занимаются подготовкой специалистов, а также предоставляют услуги 3D-печати всем желающим.

Анатолий Батаев, ректор НГТУ НЭТИ (Новосибирск) рассказал о применении аддитивных технологий в опытно-конструкторских работах и при решении нестандартных задач в интереса университета. В частности, 3D-печать применяется для изготовления деталей установок, на которых осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. Но есть и более прозаическое использование аддитивных технологий — производство запчастей для оборудования, которое сейчас не обслуживается зарубежными компаниями. Например, недавно так были изготовлены запчасти к типографскому оборудованию отдела оперативной полиграфии университета.

Новости по теме

Выступление директора Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ Андрея Кузнецова (Москва) было посвящено подготовке кадров для высокотехнологичных производств «Росатома». Для этого был создан Межрегиональный научно-учебный центр цифровых и аддитивных технологий. Тесная связь теории и практики позволяет осуществлять так называемую бесшовную подготовку специалистов. Особенностью такого обучения является то, что будущий специалист обучается под нужды конкретного предприятия.

Изучение аддитвных технологий надо начинать уже в детском саду. По крайней мере, такого мнения придерживается Наталья Андреева, директор АНОО «Город детства» (Красногорск Московской области). В возглавляемом ею детском саду установлены 3D-принтеры, на которых дети выполняют реальные задания. Помимо изучения технологий, малыши учатся навыкам командной деятельности. Над проектом трудится коллектив из нескольких детей, каждый из которых выполняет определенный вид работ в соответствии со своими способностями.

Аддитивные технологии могут найти широкое применение в сельском хозяйстве, о чем участникам сессии рассказала директор ЦАТОД Белгородского государственного аграрного университета Ирина Бережная. 3D-печатью в университете занимаются с 2016 года, началось все с Центра цифровых технологий и робототехники. В июле 2024 года при участии «Росатома» был открыт ЦАТОД. На базе центра осуществляется профессиональная переподготовка по направлению «3D моделирование и аддитивные технологии в сельском хозяйстве». Планируется задействовать центр и для решения реальных проблем сельскохозяйственных предприятий, например, изготовления запасных частей к импортным аппаратам, применяемым для массажа вымени у коров.

Ольга Жгулева, руководитель проектов Научно-образовательного центра МГТУ им. Баумана (Москва) поделилась богатым опытом, накопленным в этой организации. Данный центр имеет широкий спектр деятельности — от обучения школьников до переподготовки уже сложившихся специалистов. Касаясь вопроса обучения аддитивным технологиям в детском саду, эксперт отметила, что приступать к этому нужно не ранее 5 лет, оптимальным вариантом для старта будет не 3D-принтер, а 3D-ручка. Хорошие результаты приносит совместное обучение аддитивным технологиям членов одной семьи разных возрастов.

Помимо деловой программы, в фойе музея «Атом» была развернута Аддитивная галерея, где демонстрировались образцы оборудования для 3D-печати, а также изделия из пластмассы, металла и керамики, выполненные с применением данной технологии. Настоящей сенсацией можно считать тот факт, что российские компании AM.TECH и OSINT представили установки отечественного производства, позволяющие осуществлять 3D-печать изделий из меди. До недавнего времени аддитивные технологии для этого материала в промышленных масштабах не применялись из-за сложности их реализации. Возможность 3D-печати деталей из меди открывает новые перспективы перед электротехнической промышленностью.

Более подробный репортаж с «Лидер-Форума» читайте в одном из ближайших номеров журнала «Металлоснабжение и сбыт».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 113

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter