А платить кто будет? Российский и мировой рынок стали: 11-18 февраля 2024 г.

А платить кто будет? Российский и мировой рынок стали: 11-18 февраля 2024 г.

Пожалуй, важнейшим экономическим событием прошедшей недели стало событие несостоявшееся. Банк России не изменил ключевую ставку, оставив ее на уровне 16%. И как заявили банкиры, этому еще радоваться надо. Потому как могли и поднять...

Как заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, процесс снижения ставки, скорее всего, начнется только во второй половине текущего года. Надо понимать, этот процесс будет не быстрым. Повторения 2014-2015 гг., когда ставку довольно быстро опустили от 17 до 11%, по-видимому, не произойдет. Таким образом, экономике придется еще весьма долго жить (точнее, прозябать) с дорогими деньгами.

На конференции “Региональная металлоторговля России”, которая состоялась в Сочи на прошлой неделе, отмечалось, что высокие кредитные ставки оказывают заметное и очевидное негативное влияние на экономику. Отечественный металлоторговый бизнес уже испытал эту объективную реальность во всех ощущениях.

Прежде всего, повышение ставок разгоняет инфляцию, хотя по учебнику теоретически должно ее тормозить. Это легко объясняется тем, что компании вынуждены включать в свои затраты возросшие расходы по облуживанию кредитов и, соответственно, поднимать цены, чтобы не остаться в убытке.

Собственно, металлургические компании настроены на увеличение стоимости стальной продукции во втором квартале. Не менее сильные стимулы для повышения цен имеют производители труб и независимые дистрибьюторы, которые сегодня зачастую вынуждены продавать металл дешевле, чем получают его с комбинатов.

Правда, повышенные процентные ставки действительно могут сдержать этот проинфляционный ценовой рост, если к тому времени обрушат спрос. Основания для такого вывода есть. Как также отмечалось на конференции, очень многие компании отменили или отложили до лучших времен инвестиционные проекты, приостановили закупки оборудования. Между тем, увеличение инвестиций в основной капитал в 2023 г. более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом стало одной из важнейших причин рекордного роста металлопотребления.

Вообще, вопрос о весеннем спросе на стальную продукцию интересовал на конференции всех. Представители металлургических компаний, по большей части, были настроены оптимистично. Да, из-за высоких ставок упали продажи недвижимости. Однако у девелоперов есть очень большой задел действующих строек, оставшихся с прошлого года. К этому надо добавить финансируемые государством инфраструктурные проекты, реконструкцию ЖКХ, значительный рост интернет-торговли, требующий создания обширной сети крупных логистических центров.

Как сообщил президент на совещании по поддержке инвестиционных проектов в российской промышленности, Россия будет продолжать расширять механизмы поддержки в этом секторе, чтобы во всех регионах модернизировались и открывались новые производства, появлялись современные, хорошо оплачиваемые рабочие места. На прошлой неделе также прозвучало предложение о докапитализации Фонда развития промышленности. Так что, совсем без заказов российские металлурги не останутся.

В то же время, некоторые металлотрейдеры, у которых большинство клиентов и не мечтают о господдержке, опасаются, что экономика (точнее, та ее часть, которая не имеет доступа к льготному финансированию) реально замедляется. Поэтому именно на споте видимый спрос может оказаться ниже ожидаемого. Впрочем, металлурги этот вариант, похоже, тоже учитывают и пока не стремятся наращивать объемы производства.

В общем, полной ясности нет. Большинство специалистов, выступавших на конференции, прогнозируют на текущий год небольшое расширение российского металлопотребления по сравнению с 2023 г. Но как оно будет в действительности, весна покажет. По крайней мере, вероятность повторения прошлогоднего подъема невелика.

Еще одной негативной тенденцией российского рынка стальной продукции сегодня является дороговизна логистики. Все ощущают дефицит автостранспорта и нехватку водителей, а с железнодорожными перевозками вообще беда. Это приводит к тому, что рынок “локализуется”. Стало не выгодно отправлять стальную продукцию на значительные расстояния. По этой причине, в частности, стоимость проката и стальных труб в различных регионах может весьма существенно разниться. Раньше этого не было.

Понятно, что РЖД в настоящее время тратит очень значительные средства на расширение железнодорожной сети. И деньги на эти цели берутся с грузоотправителей, потому как с кого их еще брать? Но в этой связи вызывают некоторую опаску планы правительства по строительству высокоскоростных магистралей. Безусловно, это дало бы хороший толчок отечественному машиностроению и весомую прибавку к видимому спросу на стальную продукцию. Однако суммы там триллионные, и сразу возникает вопрос: “А платить кто будет?”

Здесь в очередной раз возникает дилемма “естественных монополий”. С одной стороны, Россия - страна большая, расстояния у нас огромные. Поэтому дешевая логистика жизненно важна для нормального функционирования экономики. А так как российские компании несут повышенные издержки, связанные с климатом и географией, их затраты на газ, электроэнергию, топливо должны быть ниже мировых.

В то же время, с другой стороны, “естественные монополии” у нас живут по рыночным законам и должны, как минимум, не быть убыточными, а как максимум, еще и финансировать свои программы развития, хотя бы частично. А значит, им надо собирать эти суммы с потребителей их услуг.

Рост тарифов “естественных монополий” - это тоже мощный проинфляционный фактор. Но какие есть альтернативы? Дотировать их напрямую из госбюджета - то еще удовольствие. Страны Западной Европы, столкнувшиеся с аналогичной проблемой в 70-80-е гг. ХХ века, предпочли все приватизировать. Получилось, прямо скажем, так себе. У нас с приватизацией уже наигрались в 90-х. Как говорится, спасибо, больше не надо.

Теоретически, есть еще один вариант. Пусть нашу экономику субсидируют иностранные покупатели российских ресурсов. Однако они и так это делают. А налоги и пошлины с экспорта нефти и газа расходуются на различные важные цели. И забрать оттуда лишний триллион вряд ли реально.

Выходит, дорогостоящая логистика в России - это тоже достаточно долгосрочный тренд, точно так же, как и дорогие кредиты. Как то придется с этим жить.

Мировой рынок стали в обозримом будущем российской металлургии не поможет. Нет там сейчас ни спроса, ни цен. В ближайшее время, после завершения новогодних праздников в Китае и других странах Восточной Азии, возможен небольшой рост на Дальнем Востоке. Однако он, скорее всего, будет сопровождаться подорожанием железной руды. И вообще, в продолжительный подъем спроса и цен как-то не верится.

Вообще, нынешняя ситуация на мировом рынке стали сильно напоминает начало 2016 г. Тогда китайские компании тоже заполонили весь мир своей дешевой стальной продукцией, которая не находила достаточный спрос внутри страны. В марте 2016 г. на сессии Всекитайского собрания народных представителей были приняты важные решения о стимулировании экономического роста. В частности, власти отказались от попытки сдержать спекулятивный подъем на рынке недвижимости и дали ему зеленый свет. Вот тогда и китайский, и мировой рынок стали сразу ожили.

Сейчас, восемь лет спустя, ситуация выглядит совсем иной. Программа радикальной модернизации китайской промышленности в целом выполнена. Крупные инвестиции вкладывались в прошлом году только в солнечную и ветряную энергетику, но с довольно скромными результатами в плане генерации электроэнергии.

Китайское жилищное строительство уже полтора года находится в кризисе, причем по вполне объективным причинам. Его можно реанимировать разве что крупными денежными вливаниями извне. Но тут опять возникает все тот же вопрос: “А платить кто будет?” Китайское государство, конечно, не бедное, но лишних сумм требуемого масштаба у него, наверное, не найдется.

Поэтому продолжение депрессии на мировом рынке стали при относительно высокой стоимости сырья пока видится наиболее вероятным вариантом. А вот на российском, наоборот, просматривается весенний рост, который, правда, потребует устойчивого спроса.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в новых выставках и конференциях, которые состоятся в 2024 г.! Москва 14 и 15 марта примет конференцию "Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления". А на конференцию "Рынок металлов Центральной Азии и Закавказья" мы приглашаем 11-12 апреля в Баку.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 597

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter