На «Металл-Экспо'2023» 50 заводов металлоконструкций обсудили «цифровую консолидацию»

На «Металл-Экспо'2023» 50 заводов металлоконструкций обсудили «цифровую консолидацию»

75% представителей заводов металлоконструкций (ЗМК), принявших участие в мероприятиях XXIX Международной промышленной выставки «Металл-Экспо», считают неравномерность загрузки мощностей и недостаточный горизонт планирования главной проблемой индустрии. Пути ее решения на деловой программе форума обсудили свыше 50 руководителей заводов из топ-100 крупнейших производителей металлоконструкций России и Белоруссии.

Почти полная загрузка?
В ежемесячном мониторинге предприятий ЦБ РФ за октябрь 2023 г. констатируется:в обрабатывающей промышленности загрузка продолжила рост и достигла 76%. Производство металлоконструкций является одним из драйверов: задействованность мощностей у крупных производителей достигает практически 100%.

Новости по теме

Ситуация кажется позитивной — по данным Росстата, за месяц, с августа по сентябрь 2023 г., выпуск конструкций и их деталей из черных металлов вырос почти на 17 п.п., а в целом рынок фактически вернулся к показателям удачного 2021 г. Однако отраслевое сообщество по-прежнему испытывает опасения из-за разбалансированности спроса и предложения и недостаточной глубины ретроспекции и планирования.

«Конечно, нам интересна постоянная загрузка, возможность видеть ее на период в несколько месяцев, — говорит Михаил Ржевский, директор краснодарского завода «Югстальмонтаж». — Это позволяет стабилизировать расходы и успокоить коллектив, убрать нервозность при отсутствии заказов».

Эксперт выразил общее мнение более чем 50 участников встречи, состоявшейся по инициативе EVRAZ STEEL BUILDING в рамках деловой программы «Металл-Экспо’2023» 9 ноября и посвященной вопросам отраслевой консолидации. Объединение усилий, по мнению представителей заводов, которые входят в первую сотню ЗМК страны, сегодня является насущной необходимостью из-за существующих структурных перекосов и волатильности рынка.

Маленькие и большие проблемы
В основном, при организации загрузки мощностей, классическая стратегия ЗМК как независимых, так и входящих в холдинги, сводится к двум взаимодополняющим вариантам:

  • исполнение заказов любого размера, в том числе — на грани рентабельности. К достоинствам можно отнести возможность «не класть яйца в одну корзину», рыночную гибкость. К недостаткам — крайне малый горизонт планирования загрузки производства и риски, связанные с недостаточной финансовой дисциплиной заказчиков;
  • поиск крупных клиентов с долгосрочными проектами (например, нефтегазовая и другие добывающие отрасли, инфраструктурные проекты и прочее). Среди достоинств — определенная стабильность загрузки, недостатки — все те же вопросы финансирования с большим лагом между изготовлением и оплатой заказа. Кроме того, крупные заказы подходят далеко не всем.

«Мы видим, что объемы заказов у крупных клиентов могут доходить до десятков тысяч тонн, — объясняет Максим Беденко, генеральный директор EVRAZ STEEL BUILDING. — Такие масштабы сегодня в России могут освоить, да и то — с трудом, единицы ЗМК. Поэтому при высоком спросе существует рыночная диспропорция: часть заводов перегружена, часть недогружена».

Что делать?
Необходимость кооперации и консолидации мощностей стала мейнстримной темой последние два-три года: в ней заинтересованы как крупнейшие потребители металлоконструкций, так и поставщики сырья, которые не меньше ЗМК нуждаются в стабилизации спроса.

Но в классической консолидации на основе M&A сегодня мало кто заинтересован из-за масштаба инвестиций и существенных рыночных рисков. С другой стороны, взаимодействие на договорной основе нескольких ЗМК также неудобно: разные оснащение и возможности производства, подход к качеству, требования к проектной документации создают управленческий хаос, увеличивая стоимость реализации проектов и их сроки.

В итоге сложился отраслевой консенсус: необходима «уберизация», но для этого нужны соответствующие инструменты — цифровые платформы, которые позволяют «обезличенно» распределять мощности для реализации любого заказа. В этом направлении последние год-два работают несколько крупных вендоров и уже появился первый опыт работы.

Представитель белорусского холдинга «Группа Компаний Протос», имеющий опыт работы на платформе FERRION от EVRAZ STEEL BUILDING и подписавший на встрече рамочное соглашение о партнерстве с ней, считает, что цифровое взаимодействие участников проекта, которое включает EAN-кодировку для отслеживания отправочных марок и онлайн-контроль на BIM-модели, позволяют повысить скорость и качество реализации проекта, а также удобство работы с заказом.

«Мы полностью отработали в цифровой среде один проект, поставку конструкций цеха для Русской нержавеющей компании в г. Волжский, и сейчас будем реализовывать другой, — рассказывает Александр Лесневский, начальник отдела сбыта ООО «ПРОТОС». — Важно, что система, подразумевающая бронирование мощностей, позволяет планировать на длительный период, поскольку есть постоянный „цифровой“ заказчик. Поэтому мы предполагаем выделить под резерв платформы примерно 25–30 % из имеющихся возможностей в 2000 тонн в месяц. Кроме того, нужно отметить оптимизацию на уровне исполнителей: мастера, начальники смен привыкли использовать маркировку, отслеживать движение конструкций через платформу и считают, что это удобно и повышает производительность команды до трех раз».

Платформа FERRION была образована около года назад и за это время выросла с двух до более, чем 70 участников. 20 из них уже обеспечены постоянной загрузкой и имеют возможность планировать деятельность до полугода вперед. Предполагается, что до конца года в цифровую систему войдут еще до 10 заводов, которые уже занимаются необходимыми аккредитационными мероприятиями.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 198

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter