Русал
|
06 декабря 2004 г. | 11:16
Власти Иркутской обл. предложили Русалу поделиться сверхприбылями
Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской обл. считает, что компании, работающие в регионе, должны делиться прибылью, получаемой за счет низких тарифов на электроэнергию, с областным бюджетом. Администрация Иркутской области продолжает проводить опыты над основой местной экономики – энергетикой и производителями алюминия. Вслед за решением Региональной энергетической комиссии (РЭК) не повышать тарифы Иркутскэнерго на 2005 г. на прошлой неделе последовало заявление вице-спикера иркутского парламента Геннадия Истомина о том, что основные потребители Иркутскэнерго – Русал, СУАЛ и РЖД – должны делиться с областным бюджетом сверхприбылью, получаемой за счет низких тарифов на электрическую энергию. В компаниях-претендентах с риторикой депутата не согласны, а эксперты считают предложения иркутского законодателя бесперспективными. Иркутскэнерго – крупнейшая энергокомпания, независимая от РАО ЕЭС России. Установленная мощность иркутской энергосистемы – 12,9 тыс. МВт, в том числе мощность трех ГЭС (Братской, Усть-Илимской и Иркутской) – 9 тыс. МВт. В 2003 г. станции компании выработали 51,4 млрд кВт-час электрической и 26,5 млн Гкал тепловой энергии. Полезный отпуск электроэнергии составил 42,5 млрд кВт-час. Выручка компании – 14,7 млрд руб., чистая прибыль – 1,3 млн руб. В собственности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФУАФИ) находится 40% акций Иркутскэнерго, в номинальном держании ИНГ Банка (Евразия) – 50,1%. Считается, что бенефициарами пакета, находящегося в распоряжении банка, являются структуры Базового элемента и СУАЛ-Холдинга, причем структурам последнего, по неофициальным данным, принадлежит менее 15%. Высокая доля гидрогенерации (77%) в общем объеме выработки электроэнергии позволяет компании быть прибыльной даже при очень низких тарифах. Это, по-видимому, подвигло местные власти отказаться от повышения тарифов для Иркутскэнерго на 2005 г. и оставить их на уровне текущего года – 32 коп. за кВт-час для городского населения и 25,32 коп. за кВт-час для базовых промышленных потребителей. Такое решение заместитель главы администрации Иркутской области и председатель РЭК И. Думова объяснила тем, что экономика области в 2005 г. «должна получить стабильность». В Иркутскэнерго согласились с решением местных чиновников. Однако спустя несколько дней после принятия решения РЭК вице-спикер областного парламента Г. Истомин высказал совершенно противоположную мысль. По его словам, предприятия, расположенные в Иркутской области, получают сверхприбыль за счет низких тарифов на электроэнергию, и поэтому они должны часть ее перечислять в областной бюджет. «Практически 50% вырабатываемой в области электроэнергии потребляют предприятия алюминиевой промышленности, – указал на главных получателей сверхприбыли Истомин. – Свою продукцию оба предприятия (Иркутский и Братский алюминиевые заводы) реализуют на Лондонской бирже металлов, где цена за тонну алюминия колеблется в пределах $1,6-1,7 тыс. Как известно, около 30% себестоимости при производстве алюминия составляет электроэнергия. Нетрудно понять, что сниженные тарифы повышают прибыльность производства в несколько раз». Кроме алюминщиков под пристальный взор иркутского парламентария попал и филиал РЖД – Восточно-Сибирская железная дорога. Как передает агентство Байкальская служба новостей, Г. Истомин считает, что свои тарифы РЖД исчисляет по единым методикам на всей территории России, но на протяжении 3,6 тыс. км путей, пролегающих по территории Иркутской области, компания получает дополнительную прибыль за счет все тех же сниженных энерготарифов. Депутат считает справедливым, чтобы часть «внеплановых» денег железнодорожники отдавали региону. Конкретных цифр вице-спикер не назвал, но сказал, что в ближайшее время намерен инициировать встречи с представителями предприятий, чтобы обсудить перспективы «сверхприбыльного» сотрудничества. В словах депутата, несомненно, есть зерно истины. Так, если сравнить структуру затрат на трех предприятиях «Русского алюминия», расположенных в Иркутской (Братский АЗ) и Кемеровской (Новокузнецкий АЗ) областях, а также в Красноярском крае (Красноярский АЗ), то влияние «энергетического» фактора становится очевидным. На БрАЗе на энергию приходится только 22,3% затрат, на КрАЗе – уже 22,6%, а на НкАЗе – все 42,9%. В результате этих различий (и, конечно, влияния других факторов) себестоимость первичного алюминия на Братском и Новокузнецком заводе отличается вдвое – 755 долл. за тонну против $1670. «Претензии» к РЖД тоже обоснованны: в среднем по России железнодорожная компания платит 50-80 коп. за кВт-час электроэнергии, тогда как в Иркутской области – только 20,5 коп. (в среднем за 2003 г.). В самих компаниях – претендентах на дополнительные отчисления в иркутскую казну с идеями Г. Истомина не согласны. Представитель пресс-службы РЖД назвал предложения депутата «глупостью», отказавшись их комментировать. В СУАЛ-Холдинге сообщили, что им неизвестно об инициативе иркутского депутата, отметив, что предложение Истомина прозвучало не совсем по адресу, так как вопрос энерготарифов находился и находится в ведении местных РЭКов. Пресс-секретарь Русского алюминия В. Курочкина также была удивлена инициативой иркутских законодателей. «Мы честно платим налоги в соответствии с Налоговым кодексом, – заявила она. – Кроме того, там, где Иркутская область имеет возможность повышать налоговые ставки, она это делает, и мы на это соглашаемся». К чести Русала, компании есть чем похвастать в текущем году. Чистая прибыль Братского алюминиевого завода за 9 месяцев возросла в 11,8 раза к аналогичному периоду прошлого года – до 872,4 млн руб. На столько же увеличились и налоговые отчисления БрАЗа в бюджет области по налогу на прибыль. Впрочем, эксперты предрекают инициативе иркутского депутата провал. «Понятно, что алюминиевые компании используют различные схемы минимизации налогообложения, но в данном случае они пользуются электроэнергией по тем тарифам, которые установила РЭК, никаких претензий к ним быть не может, – заявил аналитик крупной инвестиционной компании, пожелавший остаться неназванным. – Если законодательная и исполнительная власть в Иркутской области имеют разные точки зрения на принципы формирования тарифов, то от этого не должен страдать частный бизнес».
Источник:
RBC daily
Просмотров: 105
Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок
Shift+Enter
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.