рынки металлов
"Металлоснабжение и сбыт",  июнь (2006)

И на Запад, и на Восток


Андрей Коробицын

В конце 2005 г. и в начале 2006 г. в России началось строительство сразу двух крупных магистральных трубопроводов: Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий Океан (ВСТО). Прокладка магистрали в восточном направлении призвана, кроме всего прочего, сбалансировать поставки российского углеводородного сырья на Запад, которые ведутся уже несколько десятилетий. В 1970-е годы советско-западноевропейский газопровод большого диаметра строился из немецких труб (знаменитая сделка века «газ–трубы»). С тех пор многое изменилось, российские трубные заводы обзавелись собственными мощностями по выпуску ТБД. Смогут ли они обеспечить своей продукцией возведение сразу двух трубопроводов общей протяженностью свыше 5 тыс. км? Насколько велики риски строительства и не постигнет ли будущие трубные магистрали судьба БАМа, до сих пор полностью не загруженного?
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ
Документ MS Excel

Таблица 1. Загрузка мощностей крупнейших трубных заводов РФ, %

Документ MS Excel

Таблица 2. Производство стали и труб в России в 2003–2006 гг., тыс. т

Документ MS Excel

Таблица 3. Динамика производства стальных труб в России, тыс. т

Документ MS Excel

Таблица 4. Изменение средних цен на металлопродукцию в марте 2006 г.

Диаграмма

Рис. 1. Динамика производства труб по России и Уралу

Диаграмма

Рис. 2. Доля в производстве труб за январь–март 2006 г.

Диаграмма

Рис. 3. Динамика мировых цен на нефть IPE в 2005–2006 гг.

Хватит ли трубных мощностей?

Еще до начала возведения трубопровода ВСТО, он вызвал ожесточенные споры: экологические организации протестовали против намеченной трассы строительства в непосредственной близости от берега озера Байкал. Снять напряженность помогло личное вмешательство Президента РФ В. Путина. Он порекомендовал компании Транснефть, ведущей строительство, передвинуть трассу на 40 км в сторону от берега Байкала. Президенту компании Транснефть С. Вайнштоку ничего не оставалось, как принять директиву к исполнению. Хотя в этом случае трасса удлиняется, по одним данным, на 400 км, по другим — на 1,25 тыс. км. Изначально реализация проекта оценивалась в сумму $12 млрд, удлинение трассы повысит цену вопроса на 10—31%.

Еще на стадии подготовки проект был ориентирован на поставки труб в основном с российских трубных заводов (исключение — трубы для прокладки подводных переходов из Германии и Японии). Общий спрос на трубы со стороны ВСТО можно оценить только приблизительно — 2 млн т (примерно по 700 тыс. т в год). С изменением проекта потребность возрастет до 2,5 млн т. Наземная часть СЕГ потребует 250—280 тыс. т труб диаметром 1420 мм (по 130 тыс. т в год). Возникает естественный вопрос: хватит ли трубных мощностей?

Даже предварительный анализ российской трубной отрасли дает положительный ответ на этот вопрос. Мощности российских заводов по выпуску труб диаметром 1420 мм составляют, по приблизительным оценкам, 800—900 тыс. т в год. В частности, мощности Выксунского метзавода по выпуску ТБД диаметром 1420 мм составляют 110 тыс. т в год и загружены сегодня полностью.

Впервые о проблеме российских ТБД заговорили при реализации проекта на НТМК. Тогда было подсчитано, что общая потребность Газпрома в этой продукции составляет в среднем 600 тыс. т. Комбинат планировал выпускать до 900 тыс. т ТБД в год. Стоимость строительства оценивалась в сумму около $1 млрд, металлурги надеялись получить гарантии правительства и Газпрома в том, что завод не останется без заказов. Газпром с такими обязательствами не торопился, поэтому и строительство не продвинулось дальше нулевого цикла. Кроме того, уже на начальной стадии наметилась нешуточная конкуренция: комбинат Северсталь приобрел в Германии прокатный стан б/у мощностью 300 тыс. т ТБД, где он стал ненужным в связи с окончанием проекта «газ—трубы». Собственные мощности России по выпуску ТБД, развернутые на Выксе, Волжском трубном заводе и ЧТПЗ, обеспечивали потребности Газпрома только наполовину, остальная часть поставлялась с Украины — 300 тыс. т в год. Именно на эти объемы и рассчитывала Северсталь, покупая стан в 2001 г.

За последнее время резко улучшилось качество ТБД на ЧТПЗ и Выксунском МЗ. Предприятия провели огромную работу по увеличению прочности и надежности труб. Вык-сунский завод освоил выпуск труб диаметром 1420 мм. Именно с этими предприятиями заключены договоры на поставку труб и отводов для проекта СЕГ. С учетом реализации собственных планов, потребление труб в Газпроме возрастет в 2006—2007 гг. на 300 тыс. т. Поэтому можно констатировать: НТМК со своим проектом завода ТБД сегодня безнадежно отстал.

По итогам I квартала 2006 г. общая загрузка мощностей российских трубных заводов составляет 45,7% (против 45,34% по итогам 2005 г.). В марте загрузка мощностей резко выросла — до 52,35%. В январе—марте традиционно наблюдаются минимальные объемы производства, вызванные сезонным фактором — установлением новых партнерских отношений и заключением договоров с покупателями и поставщиками.

Самый значительный прирост загрузки мощностей среди семи основных трубных заводов РФ в марте 2006 г. (по сравнению с 2005 г.) отмечен на Выксунском МЗ и ЧТПЗ — на 41,28 и 30,62% соответственно (табл. 1).

Общий спрос на трубы в РФ можно оценить только приблизительно. Так, строительство нефтепровода между Казахстаном и Китаем протяженностью 960 км в 2005 г. вызвало увеличение объемов производства в российской трубной отрасли на 3-4%. Возведение ВСТО может обеспечить до 2009 г. ежегодный прирост в производстве труб на 6—8% (около 600 тыс. т труб ежегодного прироста). Вдвое меньший прирост даст продолжение строительства СЕГ и планы развития Газпрома, который предполагает построить более 1 тыс. км трубопроводов в 2006 г. Всего же, по приблизительным оценкам, спрос на трубы увеличится в ближайшее время на 900 тыс. т в год. Поэтому трубникам, которые обеспечивают себя собственной трубной заготовкой менее чем наполовину, потребуется больше стали.

В среднем трубный спрос на сталь по России может вырасти примерно на 0,7% или на 630—650 тыс. т ежегодно, вплоть до 2009 г. Это не тот объем, который может поставить стальную отрасль в тупик.

В уральском регионе трубники обеспечивают себя сталью менее чем на четверть. Там сосредоточена почти половина всего производства стали и труб (около 43%). Поэтому увеличение потребления труб вызовет прирост производства стали на Урале в среднем около 1,6% или 480—500 тыс. т в год (табл. 2, рис. 1). Металлургическая отрасль вполне может обеспечить возросший спрос на сталь в связи со строительством не только ВСТО, но и СЕГ, где потребность в трубах будет в четыре раза меньше.

Протяженность Северо-Европейского газопровода составит 1,657 тыс. км, из них 568 км — сухопутный участок, который будет построен из труб российского производства. Подводная часть трубопровода протяженностью в 1,089 тыс. км по дну Балтийского моря будет обеспечена немецкими трубами. Таким образом, россияне в очередной раз инвестируют средства в развитие немецкой трубной отрасли, как это было при реализации проекта в 1970-х годах «газ в обмен на трубы». Договор был подписан с ФРГ, что позволило трубной отрасли этой страны наращивать производство, несмотря на общемировое падение в стальной отрасли в то время. В целом же договор обеспечивал цену газа до границы с ФРГ по фиксированной ставке в $70 за 1 тыс. м3 и даже ниже. В обмен СССР получал ТБД для строительства магистрального трубопровода. По приблизительным подсчетам, к 1980 г. Германии было выплачено таким образом $11 млрд.


Производство труб нарастает

Если рассматривать производство стальных труб в помесячной динамике и учитывать факторы сезонных спадов, то можно уверенно сказать, что выпуск труб увеличивается. Причем максимум производства пока достигнут в марте 2006 г. Во II квартале т.г. можно ожидать стабилизации объемов производства на уровне марта и рост в III квартале. Наиболее активно увеличатся объемы производства именно на тех заводах, на которых освоен выпуск труб большого диаметра для магистральных трубопроводов. Основные поставщики продукции для ВСТО — Выксунский завод и ЧТПЗ. На Выксунском МЗ в I квартале 2006 г., по сравнению с январем—мартом прошлого года, объемы производства выросли на 57,7%. На ЧТПЗ также отмечено значительное увеличение выпуска труб по итогам I квартала, но более скромное, на 12%.

По мере развертывания строительства ВСТО производство труб на ЧТПЗ будет и дальше нарастать, хотя бы потому, что предприятия Группы ЧТПЗ контролируют до половины производства отводов для ТБД. Впрочем, отводы для ТБД выпускает и Выксунский МЗ (его доля — около 30%). Ожидаемое увеличение производства на ВМЗ за год составит 380 тыс. т, а на ЧТПЗ — 85 тыс. т. Приблизительная потребность ВСТО оценивается в 600 тыс. т. Вышеназванные предприятия могут полностью закрыть всю потребность проекта без привлечения мощностей остальных трубников (табл. 3, рис. 2).

Несколько слов о ценах на трубы. Можно смело прогнозировать их рост, вызванный как сезонным спросом, так и повышенными требованиями к качеству продукции со стороны проекта ВСТО (табл. 4). Как видно из приведенной таблицы, цены на трубы увеличились, а на продукцию металлургических предприятий снизились на 14,3%. На конечном этапе строительства стоимость труб может вырасти еще на 20—30% (без учета инфляции).


Оценка рисков

Решение о строительстве ВСТО вызвано как экономическими, так и политическими факторами. С одной стороны — высокий спрос на энергоносители со стороны быстро растущих экономик Китая и стран ЮВА в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры. Строительство трубопровода даст импульс развития всей российской инфраструктуры регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Сама возможность поставки нефти не только на запад, но и на восток дает российскому руководству шанс вести более сбалансированную внешнеэкономическую политику.

Но эти же факторы делают строительство трубопровода уязвимым, зависимым от конъюнктуры мировых рынков и политического курса страны, который может измениться после выборов Президента РФ в 2008 г. Риск в том, что возведение магистрали в этих случаях может быть прекращено или превратится в долгострой. При снижении цен на нефть на мировом рынке затраты на строительство могут лечь непосильным бременем на ОАО «Транснефть» и государство: сегодня мировые цены высоки как никогда, но рынок имеет цикличный характер (рис. 3).

Собственно, начало строительства уже влияет на котировки акций Транснефти. После объявления о том, что компания будет возводить нефтепровод, стоимость ее привилегированных акций на рынке в период с января по апрель 2006 г. упала с 81 тыс. руб. за акцию до 63 тыс. руб. Когда стало ясно, что на эту же компанию лягут и затраты по доработке проекта, цена за акцию снизилась до 58,15 тыс. руб. (падение составило 7,7%). При уменьшении мировых цен на нефть доходы Транснефти от транспортировки значительно сократятся, и она может замедлить темпы строительства или прибегнуть к заимствованию.

С другой стороны, объемы годовых поставок по ВСТО планируются в пределах 50 млн т нефти в год. Для сравнения: Казахстано-Китайский нефтепровод, рассчитанный на поставки 20 млн т нефти в год, уже заработал. Сможет ли наша нефтяная отрасль обеспечить такие объемы? В принципе, сможет, так как это составит чуть более 10% от всей добываемой нефти сегодня. Прирост добычи нефти в I квартале 2006 г. составил 1,8%. К моменту запуска ВСТО планируется, что объем добычи за счет введения в строй новых месторождений вырастет в среднем на 30 млн т или на 5-6%.

Первые упоминания о проекте ВСТО можно отнести к концу 2004 г., его строительство окупалось уже при ценах на нефть $40—45 за баррель. При сегодняшней конъюнктуре мирового нефтяного рынка цены держатся на достаточно высоком уровне в $70 за баррель. К 2008 г. ситуация может радикально измениться, когда продажа нефти уже не будет приносить высоких доходов. И тогда высокорентабельный проект ВСТО, при цене ниже $50 за баррель, может превратиться в заурядный БАМ.

Выводы
Трубная подотрасль и черная металлургия РФ без особых усилий выдержат повышения спроса на трубы, вызванного масштабным строительством трубопроводов (протяженность ВСТО — около 4 тыс. км, СЕГ — почти 1,6 тыс. км). Рост цен на трубы и инфляция на уровне 8—10% через несколько лет вызовет удорожание проекта примерно на треть. Главный акционер ОАО «Транснефть» — государство. 75% обыкновенных акций принадлежит Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. На первом этапе строительства потребуется $6,6 млрд; чистая прибыль, полученная компанией в 2004 г., составила $1,5 млрд. По итогам 2005 г. прибыль ожидается на уровне $1,8 млрд. Если у Транснефти возникнут затруднения с финансированием строительства за счет собственных средств, то возможно два варианта. Первый — заимствование средств под гарантии государства, второй — привлечение финансов через дополнительную эмиссию акций Транснефти. Приблизительно, даже с учетом падения цен на привилегированные акции, рыночная капитализация предприятия может быть оценена в сумму близкую к $16 млрд. Эмиссия бумаг в размере удвоения капитала компании, может решить финансовую проблему строительства ВСТО. В любом случае возведение гигантских трубопроводов, разговоры о которых муссировались последние несколько лет, сегодня вступило в фазу реализации. Это ведет к росту спроса и цен на ТБД, дает мощный импульс развития российской металлургии и экономики страны в целом.

В печатной версии страница №38  | Количество просмотров: 4751  |  Комментариев: 
Ваша оценка:  (Голосов: )

  Ваш комментарий
Ваше имя *
Текст *
  * Отмеченные поля необходимо заполнить
 
  • №1  12, июля 00:48 |  pHqghUme
    Голосов: 0 |  Средний балл: 0  |  Оцените:                 
    555
  • №2  12, июля 00:48 |  pHqghUme
    Голосов: 0 |  Средний балл: 0  |  Оцените:                 
    555