MCC 2024 № 9

планы европейских правительств не предусматривают такого резкого расширения объемов генерации электроэнергии. Следующая проблема заключается в дороговизне «зеленого» водорода. В настоящее время его себестоимость в Европе оценивается различными специалистами на уровне €5—11 за 1 кг. Таким образом, за счет одного только использования водорода тонна восстановленного железа подорожает на €400—880. Даже если страны Евросоюза будут импортировать менее дорогостоящий водород из других регионов мира (та еще задачка, у которой пока нет приемлемых решений), существенно дешевле он не станет. Сколько же будет стоить сталь, полученная из такого сырья? Но для европейских автомобильных и машиностроительных компаний, которые уже заключили соглашения о приобретении «зеленого» листового проката у той же H2 Green Steel, это не такая уж и проблема. Доля стальной продукции в себестоимости их конечных изделий ничтожна. Поэтому даже если она подорожает в несколько раз, стоимость готовой продукции в худшем случае поднимется на единицы процентов. Зато компания сможет отрапортовать о достигнутом снижении «углеродного следа». Таким образом, компании, намеренные выпускать стальную продукцию с использованием водородных технологий, заведомо могут ориентироваться только на такую клиентскую базу. Для производства труб, металлоконструкций и прочих металлоемких изделий понадобится другая «зеленая» сталь — менее дорогостоящая. Здесь наилучшим решением выглядит выплавка стали в электропечах, использующих в качестве сырья металлолом и потребляющих возобновляемую энергию. Для этого не обязательно покрывать солнечными панелями крыши всех зданий в округе или строить собственный ветропарк — достаточно заключить соглашение с провайдером солнечной или ветряной энергии и попрежнему получать питание от сети. Сортовой прокат в Евросоюзе и так выпускают на мини-заводах, потребляющих металлолом, так что с этим больших проблем не будет. Но «зеленый» листовой прокат станет премиальной продукцией. В настоящее время в США, Италии и некоторых других странах уже работают предприятия с электродуговыми печами, выпускающие лист. В качестве сырья они используют товарный чугун, ГБЖ или высококачественные сорта металлолома. Для «безуглеродного» производства стали первые два вида не подходят, поскольку при выплавке чугуна или при производстве ГБЖ по традиционным технологиям выделяется углекислый газ. А качественный пакетированный или шредированный металлолом — довольно дорогой и не самый распространенный ресурс. По оценкам Fastmarkerts, если европейские металлурги увеличат объемы потребления данного сырья, им придется его импортировать. Интересно, откуда? Такие же ресурсные ограничения есть и в производстве восстановленного железа. Об этом, в частности, предупреждает генеральный секретарь International Iron Metallics Association (IIMA) Джон Атертон (John Atherton). По его словам, для прямого восстановления используются высококачественные окатыши, объем предложения которых ограничен. Согласно оценкам Джона Атертона, для снабжения новых предприятий по производству DRI/HBI, которые появятся до 2033 г., дополнительно понадобится 74 млн т окатышей, в то время как объем их предложения, согласно анонсированным на данный момент планам различных компаний, увеличится только на 56 млн т в год. Ряд компаний разрабатывают технологии производства DRI/HBI из менее качественной руды, но примеров их внедрения в промышленных масштабах пока нет. Проекты декарбонизации металлургических предприятий разрабатываются не только в Европе. Этот процесс затронул Канаду, Австралию, Японию и Индию. Даже в Китае правительство заявляет о намерении продвигать мини-заводы с меньшими выбросами углекислого газа в противовес металлургическим комбинатам. Однако на пути практического применения этих концепций отрасль может столкнуться с непростыми проблемами, не все из которых сегодня имеют приемлемое решение. Следующая проблема заключается в дороговизне «зеленого» водорода. В настоящее время его себестоимость в Европе оценивается различными специалистами на уровне €5—11 за 1 кг. Таким образом, за счет одного только использования водорода тонна восстановленного железа подорожает на €400—880. WWW.METALINFO.RU 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=