MCC 2024 № 9

риалов за $1. Но это немного другая тема, и только о курсах конвертации валют с Ираном и внутри Ирана можно написать отдельную статью. Поэтому вернусь к роли государства. Кроме нефтегазовой отрасли, энергетики, сельского хозяйства и производства товаров народного потребления, есть две крупнейшие госкорпорации, курирующие практически всю оставшуюся промышленность. Первая — IMIDRO (Iranian Mines & Mining Industries Development & Renovation Organization) — контролирует практически всю горно-металлургическую отрасль (от крупных месторождений до комбинатов), тяжелое машиностроение и даже инжиниринговые компании по строительству этих заводов. Если сказать проще, то крупнейшие металлургические гиганты отрасли (Mobarakeh Steel, Khouzestan Steel, Esfahan Industrial Complex, National Iranian Steel Company и др.) находятся в собственности этой корпорации. Вторая госкорпорация называется IDRO (Industrial Development & Renovation Organization). Она контролирует практически все машиностроение — автомобилестроение, тяжелое машиностроение, производство и строительство объектов топливно-энергетического комплекса, вагоно- и судостроение, инфраструктурное строительство и строительство объектов нефте- и газопереработки, авиаремонтные активы и многое другое. Но это было бы слишком просто для сказочной Персии. А если говорить не упрощенно: помимо этих двух госкорпораций, есть еще что-то интересное? О, да! В стране существует некоторое количество квазичастных инвестиционно-промышленных холдингов или фондов, которые могут владеть какими-то активами полностью или их долями. Но самое интересное — система владения настолько запутана, что возникает перекрестное владение активами, когда квазичастный промышленный фонд и активы корпорации IMIDRO могут перекрестно владеть долями друг друга. То есть в этой паутине, кроме кластера активов IMIDRO, есть еще паутина владения, пересекающаяся с активами, подведомственными IMIDRO. Например, MIDHCO (Middle East Mines & Mineral Industries Development Holding, производит 8 млн т ЖРС и 4 млн т стали), CMIC (Chadormalu Mining & Industrial Co., владеет долей крупнейшего месторождения руды в стране), GMIC (Golgohar Mining and Industrial Co., владеет долей во втором крупнейшем месторождении руды Ирана) и десяток подобных формируют мощный класс промышленности. Они сложно кластеризованы или «перемешаны» сложными цепочками владения с активами под управлением IMIDRO. И это тоже проблема. Купить-то продукцию можно у любого завода в любом холдинге — готовый продукт вам готовы продать с радостью и улыбкой, а вот для того, чтобы вступать в какие-то кооперационные отношения или в более сложные договоренности, надо понимать специфику структуры собственности иранской промышленности и, наверное, экономики в целом. Как же тогда там работает рынок металлоторговли — тоже управляется государством? В чем отличия от российской модели? В Иране, конечно, присутствует частный бизнес. Так, в легкой промышленности или на конечных производственных переделах большая доля частного бизнеса. Это чем-то напоминает рынок Китая. Сегмент металлоторговли — преимущественно частный бизнес, представленный трейдерами разного размера и различной специализации. Помимо того, что рынок сильно отстает по степени зрелости и развития в целом, никаких особенных отличий нет — он работает ровно по таким же принципам и законам. Я бы даже сказал, что рынок металлоторговли Ирана схож с рынком трейдинга Узбекистана или Таджикистана. Да, некоторые трейдеры предлагают сервисные услуги (например, контроль качества отгружаемой продукции), но рынок еще эволюционно не созрел до сервисных моделей, нет торговых домов производителей. Цифровые каналы продаж и маркетплейсы производителей пока отсутствуют как класс. Да и некоторые районы нижней части Тегерана напоминают один большой базар. Особенность нижнего, «бедного», Тегерана — это целый квартал автозапчастей, квартал домашней утвари и квартал обуви и одежды. Рынок металлоторговли пока примерно такой же. Крупные игроки, конечно, есть, при этом крупный игрок — это компания, реализующая 150—200 тыс. т в год. С другой стороны, это и возможности: один импортер запчастей и техники для ГМК в России, с которым мы общались, интересуется возможностью производства запчастей-заменителей в Иране, а также разворачиванием и запуском там маркетплейса, поскольку Иран сам импортирует огромные объемы. Конечно, частный бизнес в стране присутствует, и какие-то возможности там открыты в силу меньшей зрелости рынка в целом. Что в Иране с логистикой? Основным способом перевозок внутри страны являются перевозки автомобильным транспортом, что связано с низкой субсидированной стоимостью топлива. В Иране слабо развита сеть железных дорог — они изношены, большое количество путей — однопутные, многие участки не электрифицированы. Планируемое расширение МТК «Север — Юг» оживит транспортные пути, но на это нужны время, намерение сторон и финансирование. Крупнейшим экспортным портом продукции является порт Бандар — Аббас, FOB-котировки которого обычно используются для котировок цен на иранскую продукцию. А есть еще северные порты в Каспийском море. Общий товарооборот по всем участкам МТК «Север — Юг» в 2023 г. составил около 15—17 млн т. Ведется работа по расширению коридора, а именно, западного участка через Азербайджан. В первую очередь, ускоряют WWW.METALINFO.RU 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=