I В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Узбекистан (Узбекcкая Советская Социалистическая Республика, УзССР) стал развитой на тот момент времени по меркам СССР индустриально-аграрной республикой, существовавшей как одна из составляющих единого крупного социально-экономического механизма. С распадом СССР командноадминистративная система управления, построенная на принципах принятия исключительно централизованных решений, перестала отвечать требованиям, которые диктовала новая реальность. Она оказалась недееспособна, что не могло не отразиться на экономике республики. Переадресация полномочий на места в условиях развала советской финансовой системы поставила Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, перед угрозой хаотизации экономики. В результате в начале 1990-х годов машиностроительное производство в Узбекистане упало более чем 90%. Для восстановления экономики Узбекистана и возвращения к положительной динамике развития была проведена существенная реструктуризация, в первую очередь в промышленности. Торгово-финансовые потоки из-за распада СССР перестали работать, кооперационные связи были разорваны. Временно установившиеся бартерные отношения между хозяйствующими субъектами на определенном отрезке времени выручали, но назревала реальная угроза хаоса в экономике. В отличие от Российской Федерации, где была принята либеральная модель перехода к рынку, в Узбекистане применялся так называемый градуалистский подход, когда изменения в экономическом развитии носят постепенный характер, при этом государству отводится решающая роль. История не приемлет сослагательного наклонения, но с высокой долей уверенности можно констатировать, что едва ли узбекская экономика, расшатанная «хлопковым делом», смогла бы выдержать шоковую терапию либеральной модели перехода к рынку. Рыночные реформы республика прошла относительно ровно. Уже к 2000 г. Узбекистан восстановил объем производства до уровня 1991 г. За годы самостоятельного развития страна добилась энергетической самообеспеченности и из нетто-импортера превратилась в нетто-экспортера на энергетическом рынке. При этом энергоемкость узбекского ВВП снизилась в 2 раза. Промышленная политика республики строится, ориентируясь на государственную поддержку экспорта. В первую очередь это распространяется на налоговую систему. Если доля экспорта в компании составляет 15—30%, то установленные ставки налогов снижаются на 30%, а при доле экспорта 30% и более — на 50%. Указанные льготы не распространяются на торгово-посреднические и на производственные предприятия, экспортирующие за свободно конвертируемую валюту сырьевые товары — хлопковое волокно, хлопчатобумажную пряжу, нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, природный газ, электроэнергию, драгоценные, цветные и черные металлы. В 2023 г. ВВП на душу населения в Республике Узбекистан в текущих ценах составил 29,291 млн сум (примерно $2,5 тыс.). В 2022 г. этот показатель по классификации WorldBank обеспечил стране 132-е место между Боливией и Марокко. Для сравнения: среди постсоветских стран Молдавия занимала 105-ю позицию, Армения — 89-ю, Казахстан и Россия — 65-ю и 60-ю позиции соответственно. Таким образом, исключив Азербайджан и Туркменистан, а рассматривая только страны, обладающие существенно меньшими, чем Узбекистан, ресурсами, видно, что они опережают его по показателю ВВП на душу населения, что свидетельствует о сравнительно низкой эффективности экономики и о необходимости ее дальнейшего реформирования и совершенствования. Меры, предпринимаемые руководством страны в последние годы, дают основание для уверенности в позитивном развитии в ближайшие годы. В 2023 г. рост ВВП на душу населения в реальном выражении составил 3,8% по сравнению с 2022 г., а по сравнению с 2019 г. — 13,2%. В период с 1992 по 2022 г. ВВП Узбекистана по сравнению со странами, имеющими примерно такую же Узбекистан входит в число стран, получивших самостоятельное развитие после распада СССР. Для проведения объективного отраслевого анализа и рассмотрения плюсов и минусов экономических инструментов, применяемых руководством страны и бизнес-элитой для обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики, необходимо понимать, с каким стартовым потенциалом она вышла из Советского Союза. Помимо исторически сформированного базиса, следует оценить естественные конкурентные преимущества, которыми обладает страна, и насколько эффективно она их использует. 110 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • СЕНТЯБРЬ РЫНКИ МЕТАЛЛОВ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=