MCC 2024 № 6

За восемь лет ситуация кардинально изменилась, и отнюдь не в пользу строителей. В частности, теперь их совокупная задолженность измеряется не триллионами юаней, а триллионами долларов. Можно разрешить покупку многих объектов жилья одним лицом (уже разрешено в ряде городов), запустить новую широкомасштабную программу реновации (тоже делается) и тем самым избежать полного обвала, но прежний уровень спроса уже не вернуть. В апреле 2024 г. китайское правительство начало размещение специальных облигаций сроком на 20—50 лет на общую сумму 1 трлн юаней для финансирования новых инфраструктурных проектов. В I квартале текущего года капиталовложения в этот сектор прибавили 6,5% по сравнению с тем же периодом годичной давности. Однако широкому развитию инфраструктурного строительства мешают высокая задолженность местных властей, которые несут ответственность за эти стройки, и нехватка новых крупных металлоемких проектов. Да, в Китае вкладывают триллионы юаней в солнечную и ветряную энергетику, в строительство гидроаккумулирующих электростанций и прокладку ЛЭП. Но это не полностью компенсирует провалы на других направлениях. Важную роль в китайской экономике играет промышленность. По оценкам CISA, ее доля в национальном потреблении стальной продукции выросла с 42% в 2020 г. до 48% в 2023 г. В I квартале 2024 г. она показала рост на 6%. К тому же правительство запустило программу субсидируемого обновления промышленного оборудования, а граждан призывают менять старую бытовую технику на новую. По различным оценкам, это может дать прибавку металлопотребления на 8—14 млн т в год до 2026 г. По итогам I квартала текущего года выпуск кондиционеров в Китае увеличился на 16,5% по сравнению с АППГ, стиральных машин — на 13,8%, холодильников — на 12,8%. В январе—апреле в стране было произведено 9,01 млн автомобилей, что на 7,9% больше, чем годом ранее, а их продажи возросли на 10,2% — до 9,08 млн. На подъеме судостроение и ряд секторов машиностроения. В то же время во многих отраслях китайские мощности избыточные. Из-за этого возникают проблемы с экспортом. Так, обострилась торговая война с США изза солнечных панелей, электромобилей и другой продукции, связанной с энергопереходом. К ней, вероятно, будут вынуждены присоединиться и европейские страны. Под прицелом, естественно, находятся и китайские производители стали. По данным Планового и исследовательского института металлургической промышленности (MPI), в 2023 г. против различных видов китайской стальной продукции было начато 112 антидемпинговых и антисубсидионных расследований, что на 20 больше, чем годом ранее. И процесс идет по нарастающей. Это все больше отжимает китайских экспортеров на остающиеся для них свободными рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии (отчасти), Персидского залива и Африки. Там они оказывают серьезную конкуренцию российским компаниям, которые и так находятся в уязвимой позиции из-за санкций. Тот же MPI прогнозирует, что в 2024 г. подъем в промышленности позволит в значительной степени компенсировать спад в строительной отрасли. Вследствие этого видимое потребление стальной продукции в стране сократится только на 1,7% после снижения на 3,3% в 2023 г. Правда, по итогам I квартала Platts оценивает падение видимого потребления сразу на 13,1%, но в дальнейшем ситуация, очевидно, улучшится. В частности, I квартал (особенно март) был катастрофически провальным для стройки, но уже в апреле она заметно активизировалась. Однако проблема избытка предложения стальной продукции в Китае сохранит актуальность. Особенно если во II полугодии пойдут на спад цены на ЖРС, как прогнозируют многие западные специалисты. Впрочем, даже если китайские металлурги по тем или иным причинам станут сокращать объемы выплавки в III— IV кварталах, на объемы экспорта это не окажет решающего влияния. Мировой рынок стали останется преимущественно «китайским».

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=