Где лихо, а где пока тихо. Российский и мировой рынок стали: 27 января — 3 февраля 2019 г.

На мировом рынке стали начинается затишье, вызванное празднованием Нового года по китайскому календарю (4-10 февраля). Однако последние дни завершившегося января были весьма бурными. Основные события происходили, конечно, за рубежом, но и у нас предыдущая неделя была отнюдь не «пустой».

Для металлургической отрасли большое значение имели торговые переговоры между Китаем и США, проходившие 30-31 января. По их завершению обе стороны обменялись улыбками, заверили, что достигли большого прогресса и находятся на правильном пути. Китайцы дежурно пообещали, что будут закупать больше американских товаров, в частности, сельхозпродукции и энергоносителей, чтобы выправить торговый баланс. Американский президент Дональд Трамп пригласил к себе китайского коллегу Си Цзяньпина, с которым и должна быть заключена окончательная сделка.

Средства массовой информации восприняли итоги этих переговоров позитивно. Во всяком случае, китайские компании уходят на праздники в хорошем настроении. Биржевые котировки на стальную продукцию в последние торговые сессии на прошлой неделе поднимались. С большой степенью вероятности, рост продолжится и после 10 февраля, оказывая положительное влияние на стоимость проката в Восточной Азии и в других регионах, тем более, что и там заметны повышательные настроения.

Так, турецкие металлургические компании, возобновив закупки металлолома после длительного перерыва, спровоцировали его подорожание, а теперь пытаются вытянуть на новый уровень цены на арматуру и листовой прокат. Соответственно, на прибавку рассчитывают и российские экспортеры. В Европе и США, где стальная продукция дешевела весь январь, ведущие производители анонсировали повышения. Не так много времени осталось и до сезонного оживления спроса в строительной отрасли.

Таким образом, первая половина февраля, скорее всего, будет успешной для металлургов. А вот что будет дальше, - большой вопрос. Отношения между США и Китаем совсем не безоблачные, и переговоры это, кстати, показали. Дональд Трамп вовсе не отказывается от повышения до 25% пошлин на китайские товары с 1 марта. Он просто заявляет, что китайцам лучше бы заключить сделку до этого срока, а то... нехорошо им будет!

По итогам январских переговоров не было достигнуто никаких договоренностей, кроме дополнительных закупок китайцам американской сои. Да и чисто технически, нет у США такой возможности, чтобы довести свой экспорт в Китай до полутриллиона долларов в год. В 2018 г., по данным американской статистики, США экспортировали в КНР товаров и услуг на общую сумму $187,5 млрд., а сами закупили на $522,9 млрд. Причем в прошлом году несмотря на все американские тарифы этот разрыв вырос по сравнению с предыдущим годом.

На самом деле, главное противоречие заключается в стремлении Китая выйти в мировые лидеры в производстве высокотехнологичных товаров — компьютерной техники, электроники, биотехнологий, телекоммуникационного, промышленного оборудования. Именно этот путь и хочет закрыть китайцам Трамп, чтобы не утратить то преимущество, которое в этих областях имеют США. Поэтому готовность китайцев к уступкам на всех прочих направлениях ради сохранения главного может быть американцами просто не оценена. Очень может быть, что в Пекине сейчас вынуждены делать выбор между «горячей», открытой торговой войной и фактической капитуляцией, пусть и со взаимными ужимками и реверансами. И этот выбор им придется сделать в ближайший короткий месяц.

В то же время, и в США дела идут не самым лучшим образом. «Шатдаун» был прекращен 25 января, но может возобновиться через две недели. И если президент Трамп снова пойдет на уступки, то потерпит уже окончательное поражение. В связи с этим и беспрецедентно (даже для США) беспардонный наезд на Венесуэлу выглядит, прежде всего, попыткой слегка потасканного альфа-самца показать, что он еще ого-го-го и может навалять кому угодно, а все его прихлебатели сохраняют ему верность и готовы поддержать любой беспредел с его стороны.

Одним словом, нынешний осторожный оптимизм на мировом рынке стали — вещь достаточно ненадежная. Но, в то же время, нового падения в обозримом будущем, скорее всего, не произойдет — в частности, благодаря Китаю, где правительство намерено всерьез поддержать притормозивший в прошлом году экономический рост. В эти меры входят, например, дополнительные капиталовложения в инфраструктуру (в январе Национальная комиссия по развитию и реформам КНР утвердила проекты на общую сумму 500 млрд. юаней или почти $75 млрд.), стимулирование спроса на недвижимость, автомобили и бытовую технику.

Еще один фактор, неожиданно ставший важным, - сырьевой. Металлолом в Турции только за последние три недели подорожал более чем на 10% и, наверное, еще не дошел до пика. Железная руда на азиатском спотовом рынке находится на двухлетнем максимуме, а некоторые специалисты считают возможным ее подорожание до $100 за т CFR Китай — более чем на 35% с начала текущего года.

Причиной подъема цен на руду стали, увы, самые печальные и трагические события. Из-за длительных дождей прорвало плотину, за которой находилось 11,7 миллионов кубометров жидких отходов одного не самого большого бразильского железорудного ГОКа с годовым объемом производства всего 7,8 млн. т. Корпорация Vale, которой принадлежит это злосчастное предприятие, пообещала в течение трех лет слить воду и разобрать плотины еще десяти таких же хвостохранилищ. На все это время будет прекращена работа железорудных предприятий совокупной мощностью 40 млн. т в год и двух заводов по выпуску окатышей на 11,5 млн. т в год.

Сейчас в бразильской и международной прессе намекают на недопустимый либерализм регулятивных органов, многие годы смотревших сквозь пальцы на эти грязевые бомбы замедленного действия. А бизнесу, в том числе, российскому надо сделать важные выводы о том, что подобных ситуаций лучше вообще не допускать. Хотя у нас уже была в прошлом году трагедия в Кемерово...

На российском рынке стали международные события и тенденции тоже не остались незамеченными. Повышение стоимости российской продукции на экспорте усилило позиции производителей. Металлургические комбинаты, вопреки чаяниям и надеждам дистрибьюторов и потребителей не понизили цены на листовой прокат по январским контрактам и готовы поднять их в марте или даже феврале. Арматура все еще дешевеет, но вряд ли заводы опустят ее в текущем месяце так низко, как хотелось бы металлотрейдерам.

В результате на спотовом рынке возникает насущная необходимость в повышении котировок, чему обстановка, увы, пока не способствует. С листовым прокатом еще кое-как, но с арматурой и сварными трубами строительного сортамента все плохо-плохо-плохо. Стройка не стоит, конечно, но движется на пониженных оборотах. И, безусловно, в этой ситуации сообщение Росстата о том, что в 2018 г. строительная отрасль, оказывается, показала рост объема выполненных работ сразу на 5,3%, воспринималось даже не как издевательство, а как циничное глумление.

Да, Министерство экономразвития потом объяснило, что общий показатель здорово подтянули вверх крупные проекты в нефтегазовой отрасли - «Ямал-СПГ», «Сила Сибири» с сопутствующей инфраструктурой, наверняка, Крымский мост... Однако это рост исключительно расходных показателей, в то время как на физические объемы потребления арматуры, фасонного проката, оцинковки и лакокраски, цемента, кирпича и прочих стройматериалов ввод в строй данных выдающихся (действительно, выдающихся!) объектов повлиял в гораздо меньшей степени. Здесь более значимым стало, например, 4,9%-ное сокращение ввода в строй новых площадей в жилищном строительстве.

Вообще, возникает странное впечатление, что деятельность российского правительства была наиболее эффективной в 2015-2016 гг., когда надо было реально бороться с кризисом. А вот когда на повестку дня встал вопрос о том, как развивать отечественную экономику или хотя бы не мешать ей развиваться, возникли сложности и зияющие разрывы между, как говорится, начальственным видением и приземленной правдой жизни. Впрочем, борьба с коррупцией, вышедшая на уровень Совета Федерации, - это, во всяком случае, движение в правильном направлении. В скором будущем наше государство собирается потратить очень много денег, и важно, чтобы как можно большая их часть дошла до реальной экономики.

Да, тихо в ближайшее время нигде не будет. Просто до каких-то мест бурный поток событий еще не докатился. Но это временно.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях «Региональная металлоторговля России» (21-22 февраля, Сочи), «Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления» (14-15 марта, Москва) и «Сортовой и фасонный прокат: новая конфигурация рынка» (28-29 марта, Москва).

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 559

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter